Северный морской путь — быть или не быть?

 

Северный морской путь и его восстановление: вопрос не однозначный.

 

Весной планСеверный морской путьВесной планируется  принятие закона о развитии Северного морского пути. Казалось бы все ясно и понятно: да,  Севморпуть должен быть и должен работать.  Работать с нагрузкой, превышающей нынешнюю раз в 15 - 20 по объему перевозимого груза.  

По всем показателям, в том числе и требованиям соответствующей Конвенции ООН  Северный морской путь - это национальная транспортная магистраль России. А чья же еще может быть эта магистраль? США, Канады, Норвегии, а может быть Китая? Трасса идет рядом с береговой чертой  "северного фасада России", в ее территориальных водах. От Мурманска до Анадыря. Пересекает практически все северные моря Северного Ледовитого океана.  

СМП в два раза сокращает расстояние и сроки транспортировки грузов из Европы на Дальний Восток.

Севморпуть - это по всем показателям достойная альтернатива маршрутам транспортировки генеральных грузов через Суэцкий канал или Панамский каналы.  Кстати, протяженность через Суэц от Мурманска до Японии около 13 тысяч морских миль. В то время, как от Мурманска до Провидения 5,6 тысяч километров. Ведь не зря западные коммерческие структуры, да и не только коммерческие, начинают осваивать маршрут через  Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан маневрируя вдоль северной оконечности Канады и США.

Волнует безопасность? Так сейчас и техника соответствующим образом развита. Современный уровень  развития судостроения как со стороны транспортных судов, так и ледокольного флота, включая атомный,  вполне позволяет обеспечить достаточный уровень безопасности транспортирования грузов. А как насчет морского и прибрежного пиратства, которое получает все большее распространение именно на классических путях транспортировки?

На фоне всего этого, непонятны возмущения кое-кого, кто возражает против возрождения СМП.  Очевидно, им этот, царящий в настоящее время  хаос в Арктике,  выгоден.  Возрождение СМП в настоящее время объективная экономическая и политическая необходимость.  Само географическое положение России подталкивает к возрождению СМП и дальнейшему его развитию.

Да, не все просто на трассе СМП. На всем протяжении Северного морского пути имеется три серьезных участка. Первый из Баренцева моря в Карское. Здесь несколько проливов между Новой Землей и материком:  Югорский Шар, пролив Карские Ворота и Маточкин Шар. Основной судоходный, конечно, пролив Карские Ворота, шириной более сорока километров, с приемлемыми глубинами. 

Следующий переход из Карского моря в море Лаптевых. Это пролив Вилькицкого (арктическое побережье Таймыра - остров Большевик, архипелаг Северная Земля).  Альтернативы ему, в настоящее время, нет.  Дальше из моря Лаптевых в Восточно-Сибирское. Здесь на выбор: пролив Санникова, пролив Дмитрия Лаптева и, как вариант, по Великой Сибирской полынье, севернее Новосибирских островов. Выбор зависит от фактических ледовых условий.

Последний переход - из Восточно-Сибирского в Чукотское море. Стандартное решение - это пролив Лонга, а если ледовая обстановка позволяет, то севернее острова Врангеля.

Казалось бы Арктика,  сложные ледовые условия. На просмотренном нами маршруте есть  два особенно сложных участка: пролив Вилькицкого и пролив Лонга. Но и здесь есть свои закономерности, отмеченные океанологами-прогнозистами и ежегодно используемые ими в своих прогнозах ледовой обстановки. Например, своеобразные "качели": ледовые условия в проливе Вилькицкого и ледовые условия в  проливе Лонга. Многолетняя практика показывает, если в этом году тяжелые ледовые условия в проливе Лонга, то в проливе Вилькицкого они достаточно несложные.  И наоборот. Причем, эти "качели" прогнозируются и тем самым позволяют заранее оптимально перераспределять районы базирования, как атомных, так и линейных ледоколов, в зависимости от конкретной ледовой обстановки.

И, конечно, глобальное потепление.   Действительно, с каждым годом, ледовые условия  все более благоприятные для проводки судов по СМП. Например, в прошлом году пролив Карские Ворота всю навигацию был свободным от льда. Ледовые условия моря Лаптевых и Карского становятся с каждым годом все более интересными с точки зрения расширения сроков навигации.

Не надо забывать, что еще в СССР в западном секторе Арктики, от Баренцева моря и до Диксона в Карском.  Устье реки Енисей до Дудинки, Обская губа, побережье полуострова Ямал,  навигация на СМП была круглогодичная.

Кроме этого, по Севморпути  обслуживают  порты Арктики, население и предприятия, расположенные на северных территориях Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых), а также используют для перевозки международных грузов. При этом, необходимо учитывать, что в северных районах Якутии идет активная разведка на нефтеуглеводороды и в скором будущем необходимо будет рассматривать пути его доставки на экспорт. Что в последние годы уже и делается. Именно транспортировка нефтеуглеводородов на рынки  Юго-Восточной Азии.

 

 

Интересно? Расскажи друзьям
Общайтесь со мной :
Вы можете оставить комментарий, или обратную ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Северный морской путь — быть или не быть?”

  1. [...] на миллиарды долларов, а зарабатываем на проводке по СМП сотню тысяч? СМП не возродить без восстановления [...]

  2. [...] типа. После спуска на воду в 2015 году его ожидает работа по проводке судов по Северному морскому [...]

  3. [...] Уже есть и первая ласточка.  США и Норвегия начали оспаривать требования  закона  РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации",  который ограничивает прохождение иностранных военных и вспомогательных судов по Северному морскому пути. [...]

  4. [...] Уже есть и первая ласточка.  США и Норвегия начали оспаривать требования  закона  РФ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации",  который ограничиваетпрохождение иностранных военных и вспомогательных судов поСеверному морскому пути. [...]

  5. [...] На основании этого предположения океанологов из Кембриджа Арктику можно будет в летний период пересекать без ледоколов.  Однако зимой как и прежде Северный Ледовитый океан будет замерзать. [...]

Оставить комментарий

Дизайн: Темы Wordpress. Спасибо сайту: танцующие игрушки.